Официальный сайт муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска
07.11.2025, 14:16
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

/ Образовательный процесс / Режим работы логопеда

Основная цель организации логопедического пункта в школе: коррекция и развитие устной и письменной речи.

Задачи: коррекция недостатков устной и письменной речи, а также коррекция предпосылок возможного появления специфических ошибок;консультационная работа с родителями и педагогами.

 


 

 

 

 Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у обучающихся.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

 Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  •  развитие связной речи; 
  •  коррекция произношения;
  •  накопление и совершенствование словаря;
  •  развитие физического и речевого слуха;
  •  развитие грамматической стороны речи;
  •  развитие артикуляционной моторики;
  •  обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки); профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

 

Рабочая программа курса  «Логопедические занятия»,  1-4 классы  (для слабовидящих учащихся (вариант 4.1.))

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 1- 4 классы (вариант 2.1)

Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (варианты 5.1) 1-4 классы

Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (варианты 5.2) 1-4 классы

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 1- 4 классы (вариант 6.2)

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для детей с  задержкой психического развития 1-4 классы (вариант 7.2 )

Рабочая программа «Логопедическая ритмика»  1-4 классы (вариант 5.2) 

Рабочая программа коррекционного курса   «Произношение»,  1  класс 

Рабочая программа коррекционного курса   «Развитие речи»,  1-4  классы  (вариант 5.2)) 

     Рабочая программа коррекционного курса   «Логопедические занятия»,  5-9  классы (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)) 

     Рабочая программа коррекционного курса   «Логопедические занятия»,  5-9  классы (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)) 

     Рабочая программа курса  «Развитие речи»,  5-9 классы  (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1.))

     Рабочая программа курса  «Развитие речи»,  5-9 классы  (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.))

Рабочая программа курса  «Логопедические занятия»,  5-9 классы  (для обучающихся с задержкой психического развития  (вариант 7))

Рабочая программа курса  «Логопедические занятия»,  5-9 классы  (вариант 4.1))

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса «Произношение» для обучающихся 1-2 классов (вариант 5.1)

 

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

 Какие ошибки должны насторожить родителей

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под небом голубым).

6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт(везёт).

7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии:

Всаду вы росли чудесные розы (в саду выросли чудесные розы).

Когда и зачем нужны логопедические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка. Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения. Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

Советы логопеда

  • На что нужно обратить внимание в развитии речи дошкольников. Скачать.

  • Консультация для родителей.Скачать. 

  • Тренажёры по исправлению почерка. Скачать. 

  • Школьные трудности леворуких детей. Скачать. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАОУ СОШ № 41       E-mail: school41@education70.ru