Официальный сайт муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска
29.03.2024, 06:28
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

/ Методическая копилка / Шплис И.В.

Шплис Ирина Вениаминовна,  учитель русского языка и литературы

    Размышляя о прожитой жизни, я часто задаю себе вопросы: «В чем смысл моей жизни? Какой след я оставлю на земле?» Да, у меня есть семья: две взрослые дочери, любящий и любимый муж, материальная обеспеченность. Казалось бы, что еще желать? А желать хочется удовлетворения от того, чем ты занимаешься, какую пользу приносишь обществу. Я - учитель. Наверное, поэтому для меня это так важно, наверное, поэтому я задаю себе такие вопросы.
Итак, немного о себе. Родилась я и выросла в городе Томске. После окончания школы, не раздумывая, подала документы в Томский Государственный педагогический институт, хотя мои школьные подружки все поступили в ТГУ на юридический факультет. Почему «не задумываясь»? С самого детства я была хорошим организатором, придумывала разные игры, в них всегда была главная , меня слушались, считались с моим мнением. Одним словом, я была «заводилой». В школьные годы я любила быть пионервожатой. Мы брали «шефство» над младшими классами и помогали классному руководителю во всем. Я помню случаи, когда сидела с собственными детьми нашего классного руководителя, мне уже доверяли, хотя это был всего пятый класс.
 Проходить государственную практику меня направили в школу № 43. Учитель русского языка и литературы посоветовала сначала посидеть на уроках, понаблюдать за тем, какие приемы и методы она использует. Я очень боялась и волновалась и даже не представляла, что когда-то сама смогу встать перед классом, а дети все уважительно замолчат. Сейчас это кажется так просто – привлечь внимание детей, а тогда это был невероятный труд. Но я смогла завоевать доверие и уважение детей, поэтому государственную практику сдала на «пять».
А потом работа в деревне учителем не только русского языка и литературы, но и географии, истории. Трудное было время: неустроенный быт, пустота в магазинах, холодно и голодно, но вокруг были новые люди, доброжелательные, отзывчивые, готовые всегда помочь. К учителю в деревне относились очень уважительно: почтительно здоровались, всегда пропускали без очереди, считая, что учителю всегда некогда. А иногда у порога входной двери моего дома оставляли банку парного молока или меда. Это было всегда приятно, и именно тогда ко мне пришло сознание того, что я значимый человек на селе, я – учитель. Прошло столько лет, а я с теплотой вспоминаю деревенских ребятишек. Им трудно давался русский язык, очень много они делали орфографических ошибок, но с каким усердием и старанием они делали домашнюю работу, чтобы я при всем классе похвалила их и поставила «4». Уже тогда я поняла, как важно поддержать ребенка, вселить в него уверенность . Ведь слово учителя для ученика - это закон. Надо бережно подбирать слова, если нужно отругать за поступок. Обидное слово дети помнят долго, конечно, они простят учителю ненароком сказанное   слово, но не забудут никогда. Многому меня научили деревенские школьники…
Вот уже почти 25 лет я работаю в МАОУ СОШ № 41 г. Томска. Именно с этой школой связано становление моего педагогического кредо, мое понимание миссии педагога в современном мире и, вообще, смысла педагогической деятельности.
Год от года я осознаю важность и нужность учительской профессии. Да, эта работа малооплачиваемая, да, надоела проверка бесконечных тетрадей, да, очень мало времени остается на семью, но кто …кроме меня! Сейчас молодые учителя не хотят идти работать в школу, потому что школа отнимает не только силы и здоровье, но и все свободное время. К счастью, я научилась совмещать семью, увлечения, работу. Именно поэтому в школе я продержалась 30 лет. У меня есть знания, опыт, награды, но самое главное – это отзывы моих учеников и их родителей. Всегда приятно слышать слова благодарности и понимать, что ты не зря живешь на этой земле, что тебя любят и помнят твои ученики. За годы работы в школе у меня сформировалась своя концепция педагогической деятельности, свои подходы к образованию.
Первый основополагающий принцип – это в центре внимания формирующийся человек и гражданин, его здоровье, человеческие и гражданские качества, т.е. воспитание подлинно свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей,
Второй принцип моей педагогической деятельности - это создание психологически комфортной обстановки с целью совместной деятельности на уроке. Организация всего учебного процесса строится таким образом, чтобы обучающийся мог испытывать удовлетворение от урока, смог проявить себя как личность. В этой связи я стараюсь входить в класс с хорошим и бодрым настроением, настраиваю себя на деловое и активное общение с детьми.
Третий принцип - это качество образовательного процесса. Каждый урок русского языка и литературы стараюсь проводить максимально эффективно, используя весь спектр своих знаний.
Из вышеназванных принципов вытекает и цель моей педагогической деятельности – это развитие и совершенствование языковой, лингвистической и коммуникативной компетентности обучающихся.
Среди конкретных задач особенно выделяю:
1. Усвоение обучающимися сведений о русском языке, его стилистических ресурсах, литературных нормах, а также устройстве и функционировании.
2. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
3. Развитие самоорганизации и саморазвитии обучающихся при работе с текстом, осуществлении информационного поиска, извлечения и преобразования необходимой информации.
4. Развитие способности обучающихся по восприятию, пониманию, интерпретации художественного текста, постижение через язык и художественную литературу мировоззрения народа, его истории, философии, культуры, всей системы нравственных и духовных ценностей.
5. Приобщение обучающихся к богатству и красоте родного слова, запечатлённого в письменных памятниках национальной культуры, художественных произведениях, образцовых текстах, устной и письменной речи.
6. Развитие способностей обучающихся по применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике, а именно: успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ
7. Воспитание у учеников гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Для выполнения указанных выше задач использую разные формы и методы обучения. Общеизвестно, что существует две группы методов социально-психологического обучения: традиционные методы обучения и активные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче. В своей деятельности я стараюсь использовать только активные методы обучения, которые направлены на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. На каждом уроке провожу лексико-орфографическую работу, которая позволяет расширить словарный запас обучающихся, систематически работаем с орфографическим минимумом, раскрывающим значение, структуру и правописание слов, при анализе художественного текста учу находить в нем изобразительно-выразительные средства, а комплексный анализ текста (речевые особенности, стиль, тип речи и т. д.) позволяет не только выявить качество усвоенных обучающимися знаний по различным темам, но и целенаправленно готовиться к сочинению по прочитанному тексту к ЕГЭ. Для развития коммуникативных навыков провожу разные творческие работы: сочинение по картине, сочинение-миниатюра, сочинение в жанре репортажа, путевой заметки; устные сочинения (или словесное рисование). Устные сочинения особенно практикую в классах VII вида (дети с диагнозом ОВЗ и дети мигрантов) для развития связной речи и формирования умения выражать свои мысли вербально (без помощи жестов), пересказ текста на лингвистическую тему, выразительное чтение научного текста, совместное обсуждение языковой проблемы. Для подготовки учеников к ОГЭ и ЕГЭ   использую пособия, материалы и презентации к урокам Егораевой Галины Тимофеевны, ведущего методиста издательства «Экзамен». Они помогают целенаправленно и всесторонне усвоить этапы написания сочинения-рассуждения в 9 классе и сочинения по прочитанному тексту в 11 классе. В 5-6 классах использую пособия по русскому языку (тесты, тематические рабочие тетради и зачетные «Проверь себя»)   к учебнику С.И. Львовой и В.В .Львова. Данные пособия полностью соответствуют ФГОС и помогают обучающимся успешно выполнять тесты формата ЕГЭ .Предлагаю и задания эвристического характера. Например, попробуйте объяснить, почему в устной речи человека могут появляться оговорки, паузы, слова типа: «ну», «хм», «вот» и т.д.; подготовьте рекламу «Урок русского языка» по следующим критериям: максимум информации при минимуме слов, доказательность и доходчивость, краткость и лаконичность, зрелищность и оригинальность; опишите дождь, о котором в народе говорят «царевна плачет». В целях повышения орфографической зоркости и развития логического мышления использую на уроках русского языка различного вида взаимопроверки и схематичное обозначение орфограмм и пунктограмм. Обязательное графическое обозначение орфограммы помогает обучающимся развивать орфографическую зоркость, а обязательное схематичное отражение сложных и осложненных предложений - пунктуационную. Также использую различные виды разборов: морфологический, морфемный, словообразовательный (деривационные цепочки), орфоэпический, синтаксический. С целью проверки уровня усвоения полученных знаний на уроках русского языка использую различные виды контроля: диктанты (словарный, контрольный, предупредительный, распределительный, объяснительный, выборочный, схематический, лексический, орфоэпический), тесты разного уровня , раздаточный дидактический материал, сигнальные карточки и т. д. С детьми VII вида применяю такие виды контроля, как подготовительный диктант и контрольное списывание. Для контроля знаний провожу уроки-зачеты, блиц-опросы, дифференцированные зачеты по итогам темы, постоянно использую сборники типовых экзаменационных вариантов ОГЭ и ЕГЭ (ФИПИ под редакцией И.П.Цыбулько). На уроках литературы использую такие формы: урок-беседа (проблемные вопросы), урок-практикум, урок-семинар. Виды работ на уроках литературы разнообразны: чтение по ролям, инсценирование, пересказ (подробный, краткий, по эпизодам),составление плана, цитатного плана, составление сравнительных таблиц, характеристик, сопоставление эпизодов, произведений. Особое внимание уделяю изучению вопросов теории литературы (литературоведческие термины, направления, жанры и т. д.). Одним словом, делаю все, чтобы дети больше читали и могли легко написать сочинение, которое является допуском к ЕГЭ. Для проверки знаний на уроках литературы предпочтение отдаю устным ответам обучающихся, но в связи с нехваткой времени (например, в 9 классе всего 3 часа в неделю) использую тесты, с помощью которых осуществляется проверка сразу у всего класса. Так, например, я использую созданное мною электронное тестовое приложение к учебнику - хрестоматии под редакцией В.Я.Коровиной. (9 класс) На своих уроках создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, индивидуальный подход, личностно-ориентированное обучение) . Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, часто использую нетрадиционные формы проведения урока, стимулируя тем самым познавательный интерес к предмету.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности :ежегодно успешно прохожу сертификационные испытания по направлению « Эксперт ОГЭ» (русский язык), являюсь тьютором (руководителем) экспертной группы, регулярно посещаю курсы повышения квалификации и делюсь со слушателями своим опытом , участвую в семинарах , проводимых в Томске ООО Издательством «Экзамен» и издательским центром «Вентана Графт». Являюсь членом образовательных сообществ учителей русского языка и литературы proshkola.ru и openklass. ru, . На моей личной странице выставлены методические разработки и спецкурсы для учителей русского языка и литературы, а также представлен опыт работы в кадетских классах в условиях общеобразовательной школы. Участвую в конкурсах профессионального мастерства. Моя конкурсная работа «Готовимся к ОГЭ. Тренировочные задания, русский язык» (2015) в номинации «Электронные обучающие ресурсы» опубликована на образовательном сайте Томского Государственного педагогического университета «Педагогическая планета» и доступна для свободного ознакомления. http: // planeta.tspu.ru. В 2011 и 2015 годах принимала участие в конкурсе на назначение стипендии Губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных учреждений г. Томска.
Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, спецкурсов и платных образовательных услуг. В прошлом году я столкнулась с еще одной проблемой - итоговое сочинение, которое стало своего рода допуском к ЕГЭ . К сожалению, старшеклассники очень мало читают, поэтому не могут привести примеры из художественных произведений. Мне пришлось в срочном порядке не только знакомить выпускников с официальными документами (регламент проведения экзамена, инструкции для участников итогового сочинения, критерии оценивания), но и давать конкретные советы по отбору литературных аргументов, по организации анализа сочинений с опорой на современные критерии оценивания экзаменационных сочинений , рекомендованные Рособрнадзором. К моему глубокому разочарованию, два выпускника (Андреев Алексей и Вершинина Валерия )   не справились с заданием и пересдавали в резервный день ( в феврале).
Модернизация Российского образования и внедрение ФГОС связывается прежде всего с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала обучающихся, поэтому в своей работе использую технологии, нацеленные на развитие творческого потенциала личности, а именно: технологии развивающего обучения и личностно-ориентированные технологии. Одним из методов формирования и развития самостоятельной познавательной исследовательской деятельности обучающихся является проектный метод. Исследовательской деятельностью я занимаюсь уже много лет. На I Региональной гуманитарной научно-практической конференции «Проектно-исследовательская деятельность учителя и обучающихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности» ( 2015) я выступила с докладом «Исследовательская деятельность – импульс к саморазвитию школьников», материалы опубликованы на сайте АССУЛ. На Региональной конференции «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы» (2015) я поделилась с коллегами опытом работы по методике развивающего обучения А.Б. Воронцова « Проектные задачи на уроках русского языка». Я считаю, проектная задача, при грамотной разработке, может стать содержательной основой определения ключевых компетентностей, которая сводится к простой формуле: рефлексивно овладевать культурными средствами действия, чтобы участвовать в развитии общества и развивать свою идентичность. Проектная задача позволяет оценить вклад каждого ученика в общий результат проектной задачи и провести письменную рефлексию по итогам образовательного модуля : «Что дала эта проектная задача лично мне?». Использование инновационных преобразований позволяет достичь высоких результатов . На III областной научно-практической ученической конференции «Дни науки» (2015 год) Серова Диана ( 5 класс) награждена Грамотой за III место, Панина Татьяна (11 класс) – грамотой за II место.      
 Систематически внедряю инновационные технологии для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса.  В своей педагогической деятельности я широко использует технологии дистанционного образования, которые помогают не только привлечь к участию в предметных и эвристических олимпиадах, игровых конкурсах, литературных викторинах детей разного возраста, но и повысить эффективность образовательного процесса, способствуют развитию у школьников интереса к литературе, мировой художественной культуре, выявлению одаренных детей и активизации внеклассной работы. Обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (III Всероссийская дистанционная олимпиада «Летописец» Краснова Мария, 10 класс) 2015, Всероссийская литературная викторина «Сатирик с печальной судьбой» (посвященная 120-летию М.М.Зощенко) Панина Татьяна, игровой конкурс по истории мировой художественной культуры – 8 участников старших классов), и даже занимают призовые места: Игровой конкурс по литературе «Пегас»(2015) Сафаров Кирилл - 3 место в регионе;Игровой конкурс по литературе «Пегас»(2015) Пешкин Антон – 8 место в регионе; Международная интенсивная олимпиада научного творчества «Прорыв» (2014) Шеин Николай – победитель первого тура; Международная эвристическая олимпиада «Совенок»(2014) Трутнев Никита – победитель первого тура. В учебной деятельности постоянно   использую интерактивную доску, образовательные ресурсы Интернета, онлайн режим для решения тестовых заданий ЕГЭ (Сайт ФИПИ), заполняю электронный журнал.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта. Стараюсь создавать все условия для проявления и развития детьми своих интересов на основе свободного выбора, для проявления самостоятельности и инициативы, ответственности, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, воспитывать у обучающихся гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, природе, семье. Ребята с большим желанием принимают участие в школьных, муниципальных и межрайонных конкурсах. Участвуя в городской программе «Учимся жить вместе» дети не только познакомились с самобытной культурой   народов других стран, но и тщательно изучили обычаи и традиции казахского народа. Выступление команды «Апельсинки» было ярким и запоминающимся, а жюри оценило команду Дипломом I степени. 2015 год объявлен президентом годом литературы, поэтому я с группой ребят совершила путешествие на Асиновскую землю, на родину нашего земляка великого сибирского писателя Георгия Маркова. Мы посетили Асиновский краеведческий музей, познакомились с родной племянницей Г .Маркова , поучаствовали в межрайонной игре-кругосветке «С Сибири есть такое место!...", были награждены Дипломом и памятным подарком. Радостные, полные впечатлений , дети вернулись с подарками для родителей – сделанными своими руками браслетами из бересты.
Наиболее важными своими достижениями считаю: создание положительного психологически комфортного климата на уроках; использование различных методик обучения русскому языку и литературе; повышение интереса обучающихся к образовательному процессу, включение их в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы, фестивали); стабильная позитивная динамика интереса учащихся к предмету ( результаты анкетирования прилагаются) ;высокая оценка моей педагогической деятельности детьми и родительской общественностью; Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников.
Подводя итоги, сопоставив планируемые цели и задачи с реальными показателями, следует отметить, что, сочетание современных технологий с традиционными, применение технологий личностно-ориентированного подхода позволяют добиваться положительных результатов в реализации компетентностного подхода к содержанию образования обучающихся. Значительную роль в улучшении качества образовательного процесса играют и правильно выбранные программы и учебники, соответствующие уровню развития обучающихся, методы и формы, методические, наглядные, дидактические материалы и технические средства обучения. Поэтому в сильных классах я работаю по УМК под редакцией С.И.Львовой, а в кадетском - по программе и учебнику Т.А.Ладыженской. Однако несмотря на положительные результаты в процессе формирования образовательных компетенций обучающихся, проявляющиеся в повышении их заинтересованности в улучшении успеваемости , некоторые задачи остаются нерешёнными. Наиболее серьёзной проблемой остаётся проблема повышения качественной успеваемости обучающихся, для решения которой, на мой взгляд, следует уделять больше внимания дифференцированному подходу, внедрению в образовательный процесс инновационных, в том числе и дистанционных технологий обучения, дополнительных платных услуг, повышению собственной информационно-компьютерной компетентности.
 Трудности, с которыми я сталкиваюсь в процессе своей педагогической деятельности, конечно, есть. Но самое главное - любить свою работу, поддерживать учеников и не скупиться на похвалу и добрые слова. Ведь я - учитель, я «сею разумное, доброе, вечное»!
Наличие наград и поощрений
·        Благодарность департамента образования администрации г. Томска МАОУ ДОД ДЮЦ «Звездочка» за участие в городском конкурсе на лучшее освещение военно – патриотической тематики ( 2012)
·        Благодарность Межрегионального центра инновационных технологий в образовании за организацию и проведение Международной эвристической олимпиады (Приказ № ЭО/-1/12 от 03.05. 2012)
·        Грамота Московского казачьего войска за большую работу по духовно- патриотическому воспитанию подрастающего поколения, высокий уровень подготовки делегации – участника X Сбора воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации (2013)
·        Благодарность Межрегионального центра инновационных технологий в образовании за активное участие в организации и проведении Международной эвристической олимпиады «Совенок- 2013» и Международной интенсивной олимпиады научного творчества «Прорыв» (2013)
·        Благодарственное письмо Всероссийского исторического центра «Летописец» за активное сотрудничество и проведение III Всероссийской дистанционной олимпиады «Летописец» (2013)
·        Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников (Приказ от 25 марта 2014 № 198/ к-н)
·        Благодарность Межрегионального центра инновационных технологий за активное участие в организации и проведении Международной эвристической олимпиады (2014)
·        Благодарность ООО «Новый урок» за помощь в организации и проведении Международного дистанционного блиц-турнира проекта «Новый урок» (2014)
·        Благодарность Департамента образования администрации г. Томска за результативную подготовку команды обучающихся по городской программе воспитания и дополнительного образования «Учимся жить вместе».(2015)
·        Благодарственное письмо Северо-западного отделения Российской Академии образования инновационного института продуктивного обучения за высокий профессионализм, активную позицию и значительный вклад в развитие системы внеурочной деятельности школьников. (2015)
·        Благодарственное письмо Томского государственного педагогического университета за высокий профессионализм, качественную подготовку обучающихся к III Областной научно-практической ученической конференции «Дни науки» (2015)
 

 Методические разработки

Разработка вводного урок к разделу «Размышления о «малой» Родине».

«Исследовательская деятельность – импульс к саморазвитию школьников»

 

Публикации педагога

Обобщение по теме "Серебряный век русской поэзии"

Презентация спецкурса "Литературное наследие Сибири"

Презентация "Готовимся к ОГЭ", тренировочные задания

 

 

 

МАОУ СОШ № 41       E-mail: school41@education70.ru