Официальный сайт муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска
19.04.2024, 10:17
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

/ Методическая копилка / Боженок Г.А.

 

Боженок Галина Александровна,  учитель биологии

 
                  
                                   «Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени …».
Н. А. Некрасов
 
Более 40 лет своей жизни я посвятила работе с детьми. Не изменила своей профессии в трудные 90-е годы. И сейчас преподаю биологию в МАОУ СОШ №41 г. Томска. Думаю, что буду приносить пользу на этом поприще ещё ни один год.
Когда пытаюсь понять, почему я педагог и не мыслю себя в роли человека другой профессии, прихожу к выводу о том, что в этом заслуга моих учителей. Именно к ним я адресую слова Н.А. Некрасова в эпиграф.
Мне в детстве повезло с учителями. Помню их всех и каждому из них благодарна за то что не угасили в моей душе, такой естественный для каждого ребёнка, огонь стремления к знаниям. Эти люди не любой ценой добивались умения учеником читать, писать, рассуждать, рассказывать, а, опираясь на их лучшие чувства, умели привить интерес к своему предмету. Потому-то, наверное, у меня не было нелюбимых предметов и нелюбимых учителей. Каждый запомнился чем – то своим. Всегда красивая, молодая и добрая Нина Антоновна Волкова – учитель во 2-м классе. Строгая, способная поставить «2» отличнику «5» двоечнику Валентина Ивановна Першина – учитель русского языка и литературы. Она преподавала самый трудный для меня предмет – русский язык, но всегда восхищала тем, что в деревенской школе (с. Больше – Дорохово) не позволяла себе прийти на урок в первой обуви – только в туфлях. Не помню Валентину Ивановну без причёски и с неаккуратными ногтями. А как нам рассказывал новый материал Лехтер Ефим Моисеевич – учитель истории в педагогическом училище (Томск) – мороз по коже шёл! Его девиз был: «Если я стою – значит, здоров», - а в кармане всегда лежал валидол.
Лидия Ивановна Чепрасова - учитель русского языка и литературы Томского педагогического училища, учила не только предмету, но и жизненным мудростям, которые до сих пор помню и следую им. Вот одна из них: «Живите так, чтобы тем, кто с вами рядом было теплее». И самый любимый учитель – Пугаченко Валентин Викторович. Он с 5-о по 8-й класс обучал меня географии и биологии. Интересный эмоциональный рассказ, ответы сначала на вопросы по теме урока, а затем на любые жизненные вопросы. Поездки с концертами самодеятельности в соседние сёла, танцы в коридоре школы во время перемен (под музыку из проигрывателя), походы. Он был директором школы, но всегда с нами, мы его просто боготворили. Когда встал вопрос о высшем образовании, я решила пойти по его стопам. Факультета, где готовят биологов и географов одновременно не было ни в ТГУ, ни в педагогическом институте. Я закончила биолого – химический факультет педагогического института г. Томска по специальности биология, химия.
С первых шагов в профессиональной деятельности стремлюсь к достижению главной цели – стать хорошим учителем, на урок к которому дети идут с желанием. А для этого добиваюсь, чтобы во мне сочетались все лучшие качества моих учителей: внешняя и внутренняя привлекательность, принципиальность и чуткость, глубокое знание предмета и эмоциональность, широкая эрудиция во всех вопросах и умение найти путь к сердцу и лучшим чувствам каждого ученика, зажечь в каждом искорку стремления к знаниям.
На мой взгляд, учебная деятельность детей – это кропотливый труд, поэтому в своём отношении к ним придерживаюсь совета А. С. Макаренко: «Как можно больше требовательности к воспитаннику и как можно больше уважения к нему». Сложные, но доступные вопросы и задания, предлагаемые ученикам, не только делают обучение более интересным, но и воспитывают у школьников настойчивость, целеустремлённость, трудолюбие.
К. Д. Ушинский писал, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Из этой, очень точно подмеченной великим русским педагогом, закономерности вытекает важнейшая задача школы и её главной фигуры – учителя: развитие у своих питомцев интереса к познанию. Эту, непростую, задачу я поставила перед собой в самом начале педагогического пути и работаю над ней, по сей день. Ведь всемирно известный великий русский физиолог И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется, по его мнению, легко и продуктивно. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Например, интерес к предмету биологии становится настоятельной потребностью быть внимательным на уроке, добросовестно выполнять домашние задания, работать с дополнительной литературой, посещать внеклассные мероприятия и активно в них участвовать. Как правило, учащиеся, интересующиеся биологией, занимаются экспериментальным изучением природы, вносят реальный вклад в её охрану, выбирают профессию, так или иначе, связанную с биологией. Среди моих выпускников врачи, учителя биологии, работники сельского, лесного хозяйства, генетики, экологи и другие.
Я люблю свою профессию не только за то, что продолжаюсь в своих учениках, но и за то, что она не даёт стоять на месте, заставляет постоянно совершенствоваться, становится мудрее.
И закончить мою короткую исповедь хочу словами из стихотворения Елисова А.В.:
 
Мудрец подобен прожитым векам.
Постигнуть мудрость – в жизни разобраться
И передать её ученикам
Чтобы плодов от их трудов дождаться.
Мудрец подобен водам родника.
Всё отдаёт, и потому он полон.
Таким же воспитай ученика,
И будет век твой, до скончанья, долог.
   
Моё педагогическое кредо: «Научи себя сложное сделать   простым, простое сделать привычным, привычное - сделать приятным».                                                                           
К. Станиславский.
1 июля 1969 года окончила Томское педагогическое училище по специальности преподавание в начальных классах школы и получила квалификацию учителя начальных классов школы. 22 февраля 1977 года окончила Томский государственный педагогический институт имени Ленинского комсомола по специальности биология и химия и получила квалификацию учителя средней школы.
29 сентября1993 года присвоено звание учитель – методист.
Награжден: Почетной грамотой за отличие в выполнении поставленных задач и своих должностных обязанностей в деле укрепления боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения, активную общественную деятельность командующим Ракетными войсками стратегического назначения генерал – полковником Н. Соловцовым и председателем Российского профсоюза рабочих и служащих Ракетных войск стратегического назначения В. Благовым, Почетной грамотой администрации города Томска и департамента образования за добросовестный творческий труд, профессиональное мастерство, Грамотой городского научно – методического центра департамента образования города Томска за большой вклад в организационно – методическую работу.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС «Педагогические инновации – 2008» ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА  II СТЕПЕНИ Боженок Галина Александровна. За экспериментальные программы    по экологии Томской области для 6 и 7 классов.

Лауреат II степени всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2011 г.» за работу «Биобум» - игра – состязание по биологии для учащихся 9 классов.     
Педагогический стаж 35 лет. Стаж  работы по предмету 29 лет.
 
 

 Поощрения учителя

Всероссийский дистанционный фестиваль «Творческий урок», номинация «Игровые занятия», работа «Природа живая и неживая».
всероссийский
Диплом за 3 место
Справка о публикациивыдана в подтверждение публикации авторских материалов: «Природа живая и неживая» на образовательном сайте ТГПУ «Педагогическая планета»
Работа доступна для свободного ознакомления по адресу
Всероссийский сетевой педагогический проект «Создание сайта в системе Jimdo: предметный сайт, сайт проекта, сайт портфолио»
всероссийский
Диплом участника
Ссылка на адрес созданного сайта размещена в каталоге на сайте ТГПУ «Педагогическая планета» (http://planeta.tspu.ru/) в разделе «Авторские педагогические разработки по итогам мероприятий сайта».
Каталог доступен для свободного ознакомления по адресу
Сертификат об освоении информационно – методического материала по теме «Создание сайта в системе Jimdo: предметный сайт, сайт проекта, сайт портфолио» в объёме 12 часов в рамках сетевого педагогического проекта с10 августа по 26 августа 2014 года.
Сетевое педагогическое сообщество сайта «Педагогическая планета» ТГПУ.
всероссийский
Благодарственное письмо
ТГПУ выражает благодарность за активное участие в работе сетевого педагогического сообщества сайта «Педагогическая планета» ТГПУ.   Представленные педагогом в рамках конкурсов, фестивалей, конференций авторские разработки отличает высокий уровень профессионального исполнения, и данные разработки рекомендуются педагогам, методистам, специалистам для организации учебно – методической работы.
Областная заочная дистанционная викторина «За здоровый образ жизни».
областной
Диплом
За оказание методической помощи обучающимся при подготовке к участию в областной заочной дистанционной викторине «За здоровый образ жизни».
Департамент общего образования Томской области.
Межрегиональный конкурс «В мире удивительного и необычного»
межрегиональ-
ный
Благодарственное письмо
За подготовку обучающихся к Межрегиональному конкурсу-викторине «В мире удивительного и необычного». ТОИПКРО.
Всероссийский сетевой педагогический проект «Авторская мультимедийная презентация»
всероссийский
Диплом Участника № 009 /мп /14
Авторская презентация опубликована насайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru в разделе Авторские разработки по итогам мероприятий сайта. Рекомендуется педагогам, методистам, специалистам для организации учебно – методической работы. ТГПУ.
Сертификат №749/14 об освоении информационно – методического материала по теме «Авторская интерактивная презентация» в объёме 12 часов в рамках сетевого педагогического проекта с 15 октября по 01 ноября 2014 года.
Межрегиональный конкурс – викторина для воспитанников и обучающихся 5 – 17 лет «Доброе здоровье»
межрегиональ-
ный
Диплом ТОИПКРО.
За подготовку участника Межрегиональный конкурса – викторины для воспитанников и обучающихся 5 – 17 лет «Доброе здоровье».
Сертификационные испытания 2014 года по направлению «Эксперт ОГЭ (биология)».
ТОИПКРО
Сертификат № 09 06 204
успешно прошла сертификационные испытания.
Сертификационные испытания 2015 года по направлению «Эксперт ОГЭ (биология)».
ТОИПКРО
Сертификат № 09 06 153          30.04.2015
успешно прошла сертификационные испытания.
Муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии 2015
МАУ ИМЦ
Сертификат выдан в том, чтоБоженок Г.А. является членом оргкомитета и жюри муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии.
Первый тур городской игры – состязания для учащихся 9-х классов по биологии «Биобум».
городской
Сертификатвыдан в том, что является автором сценария, руководителем оргкомитета и жюри I тура «Ботаника, зоология, анатомия, экология» городского биологического турнира «БИОБУМ» для обучающихся 9-х классов 15 октября 2014 года. МАУ ИМЦ и МАОУ СОШ №67.
Второй тур городской игры – состязания для учащихся 9-х классов по биологии «Биобум».
городской
Сертификатвыдан в том, что является автором сценария, руководителем оргкомитета и жюри II тура «Клеточная теория. Индивидуальное развитие» для обучающихся 9-х классов 10 декабря 2014 года. МАУ ИМЦ и МАОУ СОШ №67.
Сетевая муниципальная конференция школьников «Экология человека: безопасность, здоровье, самореализация».
 
городской
БЛАГОДАРНОСТЬза качественную и результативную подготовку обучающихся к сетевой муниципальной конференции школьников «Экология человека: безопасность, здоровье, самореализация».
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
МАУ ИМЦ города Томска, МАОУ СОШ №27 г. Томска. Февраль 2015 год.
 
Межрегиональный конкурс-викторина
«В мире удивительного и необычного». 
 
 
межрегиональ-
ный
Благодарственное письмо за подготовку обучающихся к Межрегиональному конкурсу-викторине «В мире удивительного и необычного». ТОИПКРО.2014 г.
Профессиональный конкурс
«Педагогическое Портфолио»
школьный
Грамота за I место
Профессиональный конкурс
«Учитель года»
школьный
Диплом победителя – МАОУ СОШ №41
Сертификационные испытания 2015 года по направлению «Эксперт ОГЭ (биология)».
ТОИПКРО
Сертификат № 09 06 153
успешно прошла сертификационные испытания 2015 года по направлению «Эксперт ОГЭ (биология)»
Третий тур городской игры – состязания для учащихся 9-х классов по биологии «Биобум».
городской
Сертификатвыдан в том, что является автором сценария, руководителем оргкомитета и жюри III тура «Генетика. Селекция.» городского биологического турнира «Биобум» для обучающихся 9-х классов 15 апреля 2015 года.
МАУ ИМЦ и МАОУ СОШ №67.
Четвёртый   тур городской игры – состязания для учащихся 9-х классов по биологии «Биобум».
городской
Благодарственное письмо
За организацию городского биологического турнира «Биобум» для обучающихся 9-х классов в 2014-2015 учебном году. Развитие у обучающихся интереса к биологии, организаторских способностей и выявление одарённых детей. 15 мя2015 года.
МАУ ИМЦ и МАОУ СОШ №67.
Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
международ-ный
Сертификат свидетельствует о том, что Боженок Г.А. в 2014 – 2015учебном году является организатором международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа» в МАОУ СОШ №41 г. Томска Томской области.

 

 

Методические разработки

Программа по экологии Томской области, 6 класс

Программа по экологии Томской области, 7 класс

Семейное образование и самообразование

9 класс

10 класс

11 класс

 

МАОУ СОШ № 41       E-mail: school41@education70.ru