Я работаю в школе № 41 города Томска учителем русского языка и литературы 25 лет. Это мое единственное место работы в качестве педагога. Самые главные вопросы, которые я задала себе 25 лет назад: «В чем состоит суть моей педагогической деятельности? Чему и как я должна учить детей, которых мне доверили родители? Какие компетенции я обязана сформировать у учащихся к окончанию школы?»
Ответы пришли после того, как я начала работать в творческой лаборатории «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы» под руководством профессора Томского государственного педагогического университет Н.С.Болотновой. Я сразу определила тему самообразования: «Формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время», и всю деятельность стараюсь осуществлять в соответствии с этой темой.
Последние три года работаю только в старших классах. И каждый раз, заходя в класс к старшеклассникам, чувствую колоссальную ответственность перед теми, чьи глаза по-разному глядят на меня, кого я должна на каждом уроке поднимать на ступеньку вверх.
«Работать на конечный результат», - моя задача на каждый день. Многолетние наблюдения убедили меня в том, что именно литература, как предмет, обладает уникальной возможностью заложить основы духовности и нравственности, воспитать и развить такие душевные качества подростков, как милосердие, сочувствие, умение сопереживать, понимание значимости слова, любовь к русскому языку.
Если я не открою литературу сегодняшнему школьнику на уроках, то, возможно, она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только в судьбе литературы как учебного предмета. Речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь, от кого зависит наше завтра.
Думаю, что главная задача учителя литературы – донести до своих учеников слово писателя. Ничего более важного на уроке литературы нет. Потому что в литературе всё: идеи и чувства, идеалы и верования, этика и эстетика, социология и психология – всё «образ мира, в слове явленный». Убеждена, главное в уроках литературы – душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь. Моя задача – помочь детям понять и оценить настоящую литературу.
Художник – автор, по мысли С.Маршака, берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель. Воспитание художника – читателя – это ориентир, цель. Путь ученика – читателя к художественному произведению не заканчивается уроками литературы или в целом школой. Он открыт навсегда. Если я помогаю ему проложить дорогу к книге, то он сам помогает проложить дорогу к себе. И делаем мы это вместе – наши усилия, наши поиски одинаковы важны.
Задача школы – обеспечить преемственность, живость исторической памяти, помочь найти опору в выработанных человечеством ценностях, которые сохраняют своё значение и в сегодняшней нашей жизни. Нужно ли доказывать, что здесь для нас особую роль играет русская литература, как «хранительница высших смыслов отечественной культуры». Таким образом, преподавание литературы в школе сегодня приобретает особое значение. Литература становится ведущим предметом ЖИЗНИ.
В своей каждодневной деятельности я стараюсь создать условия обучения и воспитания, способствующие развитию и совершенствованию творческого потенциала обучающихся, которые позволяют формировать социально-значимые качества современного человека, ключевые компетенции:
1. Умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности.
2. Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.
3. Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
Сегодня у меня уже много выпускников. И они, и их родители, традиционно приходят 1 сентября в школу и искренне говорят мне: «Спасибо за то, что Вы есть в нашей жизни», ежегодно поздравляют меня с днем рождения и днем Учителя.
Поощрения педагога
1. 2009 .Почетная Грамота министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Приказ от 29 декабря 2009 № 1767/к
2. 2009. Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации. Приказ от 1 июля 2009 № 236
3. 2009. Благодарность от имени Государственной Думы Томской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм большой личный вклад в образование и воспитание подрастающего поколения
4. 2010. Благодарность от имени Государственной Думы Томской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм большой личный вклад в образование и воспитание подрастающего поколения
5. 2010. Грамота Департамента образования администрации города Томска за 2-е место в игре по литературе «Умники и умницы»
6. 2011. Благодарственное письмо Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей за активное участие в акции «Учись делать добро» по оказанию помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации
7. 2012. Почетная грамота департамента образования города Томска за плодотворный труд, профессиональное мастерство и по итогам работы 2011-12 учебного года. Приказ № 142-н от 16.07.2012
8. 2013. Благодарность Информационно-методического центра департамента образования администрации города Томска за активное участие в работе комиссии по проверке региональной олимпиады по литературе «Знаешь ли ты…?»
9. 2013. Диплом «Учитель цифрового века» (Общероссийский проект Школа цифрового века)
10. 2014. Благодарственное письмо Департамента образования администрации города Томска МАОУ ДОД Центр детского творчества «Луч» г. Томска за подготовку участников городского конкурса чтецов и юных поэтов «Юные таланты Томска среди нас»
11. 2014. Благодарность Регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» за подготовку и проведение конкурса в школе, повышение интереса учащихся к изучению русского языка, активизацию внеклассной работы школьников
12. 2015. Благодарность Администрации Советского района города Томска за профессиональное мастерство, достижение значительных результатов в трудовой деятельности и в связи с Международным женским днем 8 Марта