Официальный сайт муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Томска
29.03.2024, 07:50
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

/ Развитие / Научное общество школьников

 Научное общество обучающихся

 

  • Требования к реферату , его написанию и оценке (скачать)
  • Примеры тем учебно-исследовательских работ старшеклассников, носящих междисциплинарный характер (скачать)
  • Оценка презентации исследовательского проекта (скачать)
  • Шаблон презентации исследовательского проекта (скачать)
  • Памятка для учителя (скачать)
Научно - исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности
Основные характеристики методологического аппарата исследования
 
Проблема исследования
  • Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?».     Проблема  – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.
  • Принято считать, что сформулировать  проблему – значит, показать умение выделить главное, исключить второстепенное, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
  • Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.
  • Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.
Выбор и формулировка темы исследования
  • Стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости,  литература не будет исчисляться десятками книг.
  • Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.
  • Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей  вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.
  • Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).
Определение актуальности и новизны исследования
  • Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
  • Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.
Цель исследования
  • Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.
  • Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»
  • Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.
  • Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.
Объект и предмет исследования
 
Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.
Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.
 
Гипотеза исследования
  • Гипотеза –  обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.
  • Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.
  • Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.
Задачи исследования
  • Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.
  • Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).
  • Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».
  • Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов исследования – способов построения и обоснования системы знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).
Теоретическая и практическая значимость исследования
  • Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и новизну.
  • Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.
Рекомендации и требования к содержанию работы
 
Работа должна быть построена по определенной структуре являющейся общепринятой  и состоять из содержательно-логической части и оформительской (титульный лист, оглавление, введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения, краткая аннотация). Эти части выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой.
 
Требования к тексту
  • Существуют определенные требования к оформлению работ (ГОСТ 7.1-84, дополнения к ГОСТу от 1.07.2000).
  • Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4 (21х29,7 см).
  • Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель – «14» шрифт «Тimes New Roman»), через 1,5 интервала между строками (28-30 строк на странице) со следующими полями: левое – 30 мм; правое 10-15 мм, нижнее – 25 мм. Абзацный отступ равен пяти знакам или 12-15 мм.
  • Нумерация страниц производится в правом верхнем углу.
  • Нумерация ставится только со второй страницы. Номер обозначается арабской цифрой.
  • Каждая новая глава должна начинаться с первой страницы и непременно иметь заголовок.
  • Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль.
  • Формулы вписываются черной пастой (тушью) или воспроизводятся на печатном устройстве.
Титульный лист
 
Является первой страницей и содержит:
  • название конференции и работы, населенного пункта;
  • сведения об авторе (Ф.И.О. ,учебное заведение, класс);
  • сведения о научном руководителе (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).
Краткая аннотация
  • Представляет собой краткое описание работы, проведенных исследований и полученных результатов (не более 10 строк).
  • Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст  краткой аннотации.
Оглавление
  • Помещается после титульного листа и содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются.
  • Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
  • Все заголовки необходимо располагать друг под другом.
  • Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение к работе
 
Обосновывается:
  • актуальность темы,
  • цель и содержание поставленных задач,
  • новизна исследования(новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.),
  • формулируется объект и предмет исследования,
  • кратко описывается состояние исследуемых факторов и явлений по литературным источникам,
  • выдвигается рабочая гипотеза,
  • фиксируется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования,
  • указываются методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы отработки данных,
  • показывается вклад авторы в развитие научной проблемы,
  • сведения из литературы должны быть изложены словами автора,
  • если приводится фраза полностью, то ее необходимо взять в кавычки,
  • если материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указывается так: По мнению А.В. Минаева (1992)  «---»(и приводится цитата, заключенная в кавычки),
  • если смысловой нагрузки фамилия автора не несет, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992),
  • если идет ссылка на нескольких авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997).
Основное содержание работы
  • Подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщаются результаты.
  • Раскрывается тема, достижение результатов, заданных целью.
  • Подробно описываются элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать или опровергнуть гипотезу).
  • Дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогии  и т.п.)
  • Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по исследуемой проблеме, творческий подход к ее решению.
  • После каждой главы обязательно должны быть сформулированы выводы.
  • Материалы, являющиеся второстепенными при решении  задачи, выносятся в приложения.
  • Самый экономный и наглядный способ обработки первичных данных – это сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах.
Заключение
  • Кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения(выводы),содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.
  • Заключение должно быть самым основательным, логическим обоснованным, соотносимым с целью, задачами, проблемами, заявленными в названии.
Список использованной литературы
  • Литература располагается в алфавитном порядке по фамилии авторов (или названия сборников).
  • Сведения о книгах должны включать:
- фамилию, инициалы автора (авторов), название,
- место издания,
- издательство и год издания,
- объем в страницах.
  • Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только названий Москва – М., Санк-Петербург – СПб.
  • При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников.
  • Сведения о статье из периодической печати включают:
- фамилию, инициалы автора (авторов), название, заглавие статьи,
- наименование издания, наименование серии,
место издания,
- издательство и год выпуска, том, номер издания (журнала),
- страницы, на которых помещена статья.
 
Приложения
 
В приложениях к работе помещаются (итоговые):
-    таблицы,
-    примеры расчетов,
-    графики,
-    протоколы испытаний,
-    схемы,
-    фотографии.
На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в тексте работы.
Исследовательская деятельность обучающихся
 
Предмет,
классы
Объекты исследования
Темы исследовательских работ
Методы исследования
 
 
 
 
 
 
Литература
9 кл.
Творчество поэта.
Тема природы в лирике С.Есенина.
Исследовательский поиск.
 
 
 
 
Литература.
9 кл.
Творчество поэта.
Любовная лирика Пушкина.
Наблюдение.
Литература.
9 кл.
Творчество поэта.
Образ Росси в поэзии Блока.
Самонаблюдение.
Литература.
9 кл.
Особенности произведения.
«Евгений Онегин» -«Энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение».
Психо-лингвистический эксперимент.
Литература.
9 кл.
Проза о войне.
Великая отечественная война в русской прозе 20 века.

Исследовательский.

Литература.
10 кл.
Художественное произведение.
«Древнерусские традиции в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».
Наблюдение.
 
 
 
 
 
Информатика
Искусственный интеллект
«Искусственный интеллект»
Исследовательская деятельность
 
 
 
Биология
10 «Б»
 
 
 
 
Химия
10 «Б»
 
 
Биотехнология.
 
 
 
 
Автотранспорт и его влияние на окружающую среду.
 
 
 
«Биотехнология».
 
 
 
 
«Автотранспорт и окружающая среда»
 
 
Наблюдение, сравнительный, описательный,
исторический.
 
Наблюдение, сравнительный, описательный, эксперимент.
Русский язык.
10 кл.
Сленг.
Некоторые аспекты изучения молодежного сленга.
Исследовательский, наблюдение, самонаблюдюение.
Математика, 6 А
Числовые множества
Натуральные числа. Совершенные числа. Дружественные числа. Десятичные дроби. Отрицательные числа. Рациональные числа.
Подбор, анализ и изучение исторической, научной, учебной, научно-популярной литературы.
Математика 8 класс
 
 
 
 
 
 
 
Понятие симметрия
 
 
 
 
 
 
 
1.Симметрия в математике.
2.Симметрия в природе.
3.Симметрия в кристаллах.
4.Симметрия в архитектуре.
5.Полиндромы.
Исследоват-й
 
Поисковый
 
Частично-поисковый
 
Поисковый
 
Проектный
Математика, 9кл
 
Живые организмы (тараканы)
Пробит-анализ в биологии.
Экспериментальный,
исследовательский
 
Биология
11 «Б»
 
 
 
 
10 «Б»
 
 
 
 
 
 
Химия
10 «Б»
 
 
 
10 «А»
 
Картофель.
 
 
 
 
 
Жимолость синяя.
 
 
 
 
 
 
Питьевая вода.
 
 
 
 
Вода в природе.
 
«Клонирование растений картофеля методом апикальных меристем».
 
 
«Результаты селекционной работы по жимолости синей на Бакчарском опорном пункте северного садоводства».
 
«Чистая вода для всех».
 
 
 
 
«Вода в жизни наших предков».
 
Наблюдение, сравнительный,
описательный, эксперимент.
 
 
Наблюдение, сравнительный, описательный, эксперимент.
 
 
 
Наблюдение, сравнительный, описательный, эксперимент.
 
Наблюдение, сравнительный, описательный, исторический.
Обществознание. 10 кл.
Общество.
«Толерантность».
Социологический опрос, наблюдение, исследование.
Математика, 7 А
Числовые последовательности
Исторические последовательности и их свойства.
Исторические суммы.
Числовые закономерности в математике и жизни человека.
Подбор, анализ и изучение исторической, научной, учебной, научно-популярной литературы.
Литература.
9 кл.
Творчество поэта.
Эволюция темы любви а творчестве А.С.Пушкина.
Исследовательский, поисковый.
Литература.
9 кл.
Творчество поэта.
Тема родина в лирике С.Есенина.
Частично-поисковый, исследовательский.
Литература.
10 кл.
Особенности языка.
Эстетическая актуализация языковых средств в стихотворении А.С.Пушкина «Я Вас любил».
Исследовательский, поисковый.
МАОУ СОШ № 41       E-mail: school41@education70.ru